Дрессировка служебных собакКниги о собаках / Служебная собака / Основы поведения собаки. Теория, методы и приемы дрессировки служебных собак / Дрессировка служебных собакСтраница 30
Дрессировщик, имея собаку на поводке, по команде «аппорт» подводит ее к группе помощников и по команде «нюхай» дает собаке последовательно их обнюхать. Как только собака подойдет к помощнику, у которого находится вещь, и будет его обнюхивать, помощник, показав вещь, спрятанную в рукаве, дает ее схватить собаке. Когда собака начнет тянуть вещь, помощник выходит на шаг вперед и по команде дрессировщика «хорошо» отдает ей вещь, а собака получает поощрение. Упражнение повторяют еще раз.
Помощник постепенно прячет вещь в рукав глубже и собака «вытягивает» его из группы уже за рукав. На 4–5 день количество помощников увеличивается, помощник свою вещь не берет и не прячет. Собаку пускают на выборку без поводка с 2–3 шагов от группы лишь с предварительным обнюхиванием вещи.
Навык считается отработанным, когда собака по команде дрессировщика без поводка безотказно и четко выбирает человека с вещью из группы в 6–8 человек.
Прием: обыск местности и помещений.
Цель приема — выработать у собаки навык активного, заинтересованного и организованного (зигзагообразного) поиска людей и предметов на определенном участке местности и в помещениях.
В качестве условных раздражителей применяются команда «ищи» и жест — выбрасывание руки ладонью вниз в направлении обыскиваемого участка.
В качестве безусловных раздражителей используют пищевые, оборонительные и ориентировочные реакции.
К занятиям по обыску местности и помещений следует переходить после того, как у собаки будут хорошо отработаны: подноска вещей к дрессировщику, злобность и достаточно закреплен навык различения индивидуального запаха человека.
Методы и техника обыска местности.
Отработка приема построения начинается с нахождения собакой предметов на местности. Приучение собаки к обыску местности производится без поводка.
Вначале дрессировщик развивает у собаки «заинтересованный» поиск путем разбрасывания своих аппортировочных предметов и посыла за ними собаки по жесту и команде «ищи» (рис. 140).
Рис. 140. Упражнение по развитию поиска посредством бросков аппорта в произвольные стороны
Занятия в дальнейшем проводят в облегченных условиях, на местности, где мало отвлекающих раздражителей. Участок должен быть не менее 100X150 м.
Прием строят так: по указанию дрессировщика помощник, не заходя на участок, чтобы не оставить там следов, с расстояния бросает в разные места три предмета, образуя ими на участке как бы два угла (рис. 141).
Рис. 141. Первоначальное упражнение по обыску местности
Такой порядок раскладки предметов на участке способствует выработке у собаки зигзагообразного поиска. Когда помощник разбрасывает предметы, дрессировщик внимательно следит за ним и запоминает места, где они находятся.
Когда предметы разбросаны, дрессировщик подходит с собакой к середине участка, сажает собаку и снимает с нее поводок. Затем дает команду «ищи» и жестом правой руки с наклоном корпуса посылает собаку в сторону одной из разбросанных на участке вещей. Вначале собака не активно идет на поиск. В таких случаях дрессировщик более настойчиво произнося команду «ищи», пробегает вместе с собакой и направляет ее жестом правой руки к лежащему предмету. Когда собака, наткнувшись на предмет, возьмет его, дрессировщик подзывает собаку к себе, берет у нее найденный предмет, ласкает и дает лакомство. После этого собаку посылают в другую сторону участка — ко второй вещи. Здесь уже, наряду с командой «ищи», жест дается другой рукой с наклоном туловища в другую сторону.
В том случае, когда собака, подойдя к лежащему предмету, не берет его, дрессировщик заставляет ее взять по команде «аппорт».
Таким же порядком собаку посылают в направлении третьей брошенной помощником вещи.
Во всех случаях, когда собака схватывает обнаруженный предмет и подносит его к дрессировщику, последний обязан поощрять собаку игрой и дачей ей лакомства. После ряда таких упражнений собака будет достаточно активно производить поиск.
В последующем, когда собака при каждом повороте (зигзаге) будет самостоятельно обнаруживать брошенный предмет и приносить его к дрессировщику, с усадкой перед ним, расстояние между предметами увеличивают. Помощник попрежнему подходит к обыскиваемому участку местности со стороны, первую вещь бросает в начале участка, недалеко от себя, вторую вещь бросает дальше от себя, пройдя вперед от первого места 40–50 м, а третью вещь — в конце участка, примерно на середине (рис. 142).
Смотрите также
Болезни органов дыхания и сердечнососудистой системы
Система органов дыхания собаки состоит из воздухоносных органов и парного органа
газообмена – легких. В первых – трубкообразных носовой полости, гортани, трахеях
– воздух анализируется, согреваетс ...
БОЛЕЗНИ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ
В наше время ветеринарная стоматология стала выделяться как отдельная, самостоятельная
дисциплина, изучающая не только различные заболевания и отклонения в ротовой полости
у животных, но и методы ...
Некоторые наследственные болезни собак
Благодаря упорному труду советских кинологов, служебные, охотничьи, декоративно-любительские
породы собак широко распространены в нашей стране и в последнее десятилетие заметно
усовершенствовались ...