Прием: выборка вещей (дрессировщика и помощника).

Цель приема — развить у собаки навыки активного принюхивания и диференцировки запахов.

Основным условным раздражителем являются команда «нюхай» и жест — свободное выбрасывание правой руки в сторону выбираемых предметов. Вспомогательными — команда «аппорт» и «фу». В качестве безусловного раздражителя используют лакомство.

Прием вводят после того, когда собака «заинтересована» в подноске предметов, хорошо подносит предмет к дрессировщику и выполняет подзыв и посадку.

Выборка предметов носит подготовительный характер, она облегчает переход к более сложным приемам — к выборке человека по его индивидуальному запаху из других лиц и выборке следа из ряда других следов.

Методы и техника построения приема.

Построение приема начинается в облегченных условиях окружающей среды — рано утром, на свободной от посторонних запахов местности и с минимальным количеством отвлекающих раздражителей.

Прием отрабатывается в четыре последовательных периода. В 1 и 2-й периоды отрабатывается выборка «своих вещей» и в 3–4-й периоды — выборка «чужих вещей».

1-й период. Задачей первого периода является выработать у собаки навык выборки «своей» вещи (вещи дрессировщика) из ряда одинаковых предметов, не имеющих запаха посторонних лиц,

2-й период. Задачей второго периода является выработать у собаки навык выборки «своей» вещи из одинаковых предметов имеющих запах посторонних людей.

3-й период. Задачей третьего периода является выработать у собаки навык выборки из одинаковых предметов, не имеющих запаха людей, предмета с запахом постороннего человека.

4-й период. Задачей четвертого периода является выработать у собаки навык выборки предмета с запахом одного постороннего человека из других предметов с запахом других посторонних людей.

Выборка собакой предметов в этот период производится в самых различных комбинациях из 10–15 предметов и заканчивается «слепой» выборкой (рис. 139).

Рис. 139. Квадрат для выборки предметовПри систематических занятиях этим приемом Рис. 139. Квадрат для выборки предметов

При систематических занятиях этим приемом у собаки через 2–2,5 недели вырабатывается четкий навык диференцировки запахов.

Прежде чем перейти к отработке навыка, рекомендуется предварительно подбрасывать на виду у сидящей собаки аппортировочный предмет к другому предмету и, посылая собаку за предметом, по команде «аппорт» добиться, чтобы она брала только свой аппортировочный предмет.

Добившись этого, отработка выборки вещей будет происходить значительно легче.

Выборка вещи строится так: в стороне от остальных собак, по указанию дрессировщика, кладут на чистом и ровном месте два одинаковых по форме аппортировочных предмета (палочки) на расстоянии 20–30 см один от другого. Дрессировщик в 3–4 м от положенных предметов, лучше по направлению ветра, усаживает собаку (собака находится на поводке). Дает ей обнюхать свой аппортировочиый предмет, делая это так: левой рукой легко берет собаку за морду, держа предмет в правой руке, подносит его к мочке носа и произносит команду «нюхай», После этого, потерев предмет руками, отходит от собаки и на виду у нее кладет его к двум ранее положенным палочкам (а иногда, не сходя с места, бросает его). Затем возвращается к собаке. Берет собаку за морду левой рукой, а ладонь правой руки подносит к мочке носа. Одновременно с этим несколько раз в ласковой интонации произносит команду «нюхай», «нюхай». Если рука ощущает, что собака принюхивается, дрессировщик одобряет собаку, произносит команды «хорошо», «нюхай». После этого жестом правой руки показывает собаке на лежащие предметы, посылает собаку к ним, идя рядом за собакой и произнося команду «нюхай». Собака по жесту дрессировщика и команде «нюхай» подходит к лежащим на земле предметам и, в некоторых случаях, вначале схватывает первый попавшийся предмет, без принюхивания. Дрессировщик не допускает этого, произносит в угрожающей интонации команду «нюхай», «нюхай», заставляя собаку бросить неправильно схваченный предмет, наводит на искомый предмет и заставляет его взять. Когда собака возьмет искомый предмет, дрессировщик дает команду «хорошо».

Если же собака принюхивается точно к искомому предмету, но самостоятельно не берет его, дрессировщик оказывает собаке помощь — произносит команды «аппорт», «хорошо». И как только собака возьмет искомый предмет, подзывает ее к себе и ласкает.

В том же случае, когда собака обнюхала предметы и правильно взяла искомую вещь, дрессировщик подает команды «хорошо», «хорошо», «ко мне». Берет у собаки предмет, ласкает ее и дает лакомство. Рекомендуется после этого 1–2 минуты поиграть с собакой.

Страницы: 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Смотрите также

СТРОЕНИЕ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ
Знание анатомо-топографических особенностей строения и функции зубочелюстной системы необходимо для правильного понимания вопросов профилактики и лечения различных стоматологических заболеваний у ...

Нарушения нормальных функций желудочно-кишечного тракта
Различные нарушения в работе желудочно-кишечного тракта могут быть как временными, так и длительными, возникшими в результате болезни. В обоих случаях владельцу собаки трудно самому установить при ...

Гельминты и вызываемые ими болезни (основные)
Гельминты, или паразиты кишечные, глисты  — это паразитические черви, возбудители глистных болезней домашних и диких животных, в частности собак. Распространение гельминтов во многом зависит о ...