Анализ этого действия показывает, что в данном случае условный рефлекс образовался на основе последовательного сочетания условного звукового раздражителя команды «сидеть» с вынужденным движением собаки, сопровождаемым пищевым подкреплением (кожно-мышечный рефлекс посадки). В результате такого сочетания образуется определенная условная связь; действие звукового условного раздражителя (команда «сидеть») вызывает посадку собаки, а последняя сопровождается проявлением условного пищевого рефлекса (собака в положении посадки ожидает получения лакомства).

Контрастный метод дрессировки обобщает в себе положительные стороны вкусопоощрительного и механического методов, а поэтому и имеет ряд преимуществ.

Преимущества эти состоят в следующем:

1) в быстром и стойком закреплении условных рефлексов на определенные команды,

2) в наличии у собаки заинтересованности (условного пищевого рефлекса), в результате которой собака быстро и охотно выполняет все действия, отработанные этим методом;

3) в сохранении и упрочении контакта между дрессировщиком и собакой;

4) в возможности достигнуть безотказного выполнения собакой отработанных действий в усложненных условиях (при наличии отвлечения и т. п.).

Практический опыт дрессировки показал, что контрастный метод ускоряет отработку дрессировки и обеспечивает безотказность работы собаки в разнообразных условиях окружающей среды. В этом — основная ценность контрастного метода.

Подражательный метод.

Подражательный метод дрессировки основного значения не имеет, но может быть использован, как вспомогательный способ: при отработке у собаки условного рефлекса на подачу голоса по команде «голос», при отработке преодоления препятствий и широко может быть применим при воспитании щенков. 4. Навыки и порядок их отработки

Понятие о навыках.

При дрессировке собаку приучают выполнять определенные действия. Каждое из действий, отрабатываемое у собаки при дрессировке, обозначается как навык. Навыки дрессировки весьма разнообразны и различны по своему значению: например, подход собаки к своему дрессировщику пб команде «ко мне» или такое сложное действие, как выборка вещи по запаху ее владельца. Каждый навык после окончательной отработки должен представлять собой вполне законченное действие, выполняемое собакой по требованию дрессировщика (командам и жестам). Всякий навык, как законченное действие, достигается не сразу, а путем постепенного усложнения. Это усложнение навыка состоит в последовательной выработке условных рефлексов, так как каждый из навыков состоит из нескольких условных рефлексов, вырабатываемых на основе определенного безусловного рефлекса.

Условные рефлексы, вырабатываемые при дрессировке, представляют собой определенные движения собаки, а поэтому обозначаются, как двигательные условные рефлексы. Эти рефлексы и составляют навыки. Следовательно, навык — это сложное действие, которое постепенно вырабатывается у животного в процессе жизни и дрессировки.

Приемы дрессировки.

Совокупность последовательных действий дрессировщика при отработке навыка составляет прием дрессировки собаки. Каждый прием подразделяется на следующие стадии (см. рис. 101).

Рис. 101. Схема порядка отработки приема дрессировкиПервая стадия состоит в воспитании Рис. 101. Схема порядка отработки приема дрессировки

Первая стадия состоит в воспитании первоначального действия (основного условного рефлекса) на определенный условный раздражитель (звуковую команду, жест и т. п.).

В навыке подхода собаки к дрессировщику по команде «ко мне» первоначальное действие, отработанное у собаки, будет состоять в подходе собаки к дрессировщику без посадки у левой ноги.

При отработке навыков «стоять», «сидеть» и «лежать» в первом периоде от собаки требуют выполнения команды без выдержки.

Первая стадия характеризуется двумя существенными особенностями:

во-первых: у собаки можно наблюдать явления обобщения условных раздражителей, суть которого состоит в том, что собака не имеет еще четкого различия команд между собой и может проявлять ошибочные действия, например по команде «сидеть» ложится и т. д.

В этом случае дрессировщик должен затормаживать ошибочные действия собаки и закреплять дачей «лакомства» только правильно выполненные действия.

Во-вторых, на этой стадии первоначальная связь на команду еще не установлена и дрессировщик не в состоянии преодолевать влияние отвлекающих раздражителей. Поэтому при воспитании первоначальных действий у собаки занятия по дрессировке следует проводить в условиях с наименьшим количеством отвлекающих раздражителей.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Смотрите также

Помощь при родах
Вообще суки родят легко. После 61–63 дней беременности, иногда на 4–12 дней позже, реже на 10–12 дней раньше, сука производит на свет слепых щенков. Последние родятся с известными промежутками вре ...

СТРОЕНИЕ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ
Знание анатомо-топографических особенностей строения и функции зубочелюстной системы необходимо для правильного понимания вопросов профилактики и лечения различных стоматологических заболеваний у ...

Домашняя ветеринарная аптечка
Для успешного оказания заболевшей собаке доврачебной помощи необходимо иметь аптечку, содержимое которой не реже одного раза в год следует пополнять годными к употреблению медикаментами и перевязо ...