Содержание и задачи теоретических основ.

Дрессировкой называется последовательное и регулярное воздействие человека на собаку в целях приучения ее к выполнению определенных действий по различным сигналам дрессировщика.

Для того чтобы успешно и правильно дрессировать собаку, дрессировщик должен иметь необходимые теоретические и практические знания. Теоретические знания дрессировщик приобретает путем изучения теоретических основ, определяющих основные принципы и общие положения дрессировки.

Эти основные принципы дрессировки, разрабатываемые в наших советских социалистических условиях, исходят из основного положения мичуринской биологии о единстве организма и условий его существования. Это означает, что каждый организм требует определенных условий для своего существования и в зависимости от условий окружающей среды проявляет определенную деятельность. Так, собака при неблагоприятных воздействиях на ее организм проявляет действия самозащиты; оборонительную реакцию в активной или пассивной форме. Применительно к дрессировке это означает, что дрессировщик, целенаправленно воздействуя на собаку определенными внешними условиями (раздражителями), вызывает у нее такие действия, которые обеспечивают успех дрессировки.

В процессе дрессировки не только используются природные свойства собаки (хорошее чутье, слух, наличие злобы, сила и выносливость), но и могут развиваться новые качества под воздействием человека на организм собаки определенными условиями окружающей среды.

Одним из таких свойств, развитым у собаки, является сильная привязанность к человеку.

«Наши домашние собаки произошли от волков и шакалов и хотя они не приобрели больше хитрости и потеряли, быть может, значительную долю осторожности и подозрительности, зато развились в отношении некоторых качеств, например, привязчивости» (Ч. Дарвин. Происхождение видов. Сельхозгиз, 1952 ). В результате этого собака поддается дрессировке легче, чем многие дикие животные.

У многих пород собак человек развил сторожевые рефлексы, проявляющиеся как поведение самозащиты и защиты жилища человека и его самого.

Для того чтобы воздействовать на природные свойства собаки в желаемом направлении и успешно дрессировать ее, необходимо хорошо знать законы взаимоотношения животного организма с условиями окружающей среды.

Эти законы были изучены великим русским ученым академиком И. П. Павловым, который разработал учение о высшей нервной деятельности животных.

«Рефлекторная теория» академика И. П. Павлова является физиологической основой теории дрессировки, разрабатываемой в наших советских условиях. Рефлекторная теория утверждает, что поведение собаки состоит из безусловных и условных рефлексов. Эта теория, как и все учение академика И. П. Павлова о высшей нервной деятельности в целом, дает единственно правильное, последовательно материалистическое обоснование методики и техники дрессировки собак.

Согласно рефлекторной теории академика И. П. Павлова, каждое действие, вырабатываемое у собаки в процессе дрессировки, воспитывается по принципу условного рефлекса. Сам академик И. П. Павлов по этому вопросу говорил следующее: «Факт условного рефлекса есть повседневнейший и распространеннейший факт. Это есть, очевидно, то, что мы знаем в себе и в животных под разными названиями: дрессировки, дисциплины, воспитания, привычки. Все это связи, которые образовались в течение индивидуальной жизни, связи между определенными внешними агентами (раздражителями) и определенной ответной деятельностью» (Академик И. П. Павлов. Лекции о работе больших полушарий, изд. 2-е, ГИЗ, М.-Л., 1927 г ).

Следовательно, дрессировка является воспитанием у собаки стойких условных рефлексов на выполнение различных действий, необходимых для служебного использования собаки. Законы высшей нервной деятельности, изученные академиком И. П. Павловым, имеют прямое значение и для дрессировки. Поэтому одной из основных задач теоретических основ дрессировки является изучение практического опыта по дрессировке собак на основе учения академика И. П. Павлова о высшей нервной деятельности.

Первый вопрос, который подлежит изучению, это значение самого дрессировщика как основного раздражителя при дрессировке собак.

Второй вопрос теоретических основ рассматривает и определяет роль помощника при дрессировке собак.

Кроме этого, теоретические основы дрессировки рассматривают вопросы значения определенных раздражителей и способы их применения.

Большое значение имеет также анализ тех действий, которые отрабатывают у собак в процессе дрессировки, порядок и методы их отработки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

НАРУЖНЫЕ ПОКРОВЫ
Наружные покровы играют важную роль в формировании впечатления об экстерьере собаки и одновременно выполняют важные физиологические функции в организме животного, а следовательно, дают основание с ...

АНАТОМО-ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ГОЛОВЫ И ПОЛОСТИ РТА
Ротовая полость является начальным отделом пищеварительного тракта и одновременно неотъемлемой частью головы. Рассматривать строение ротовой полости и ее особенности у различных видов животных нео ...

Управление как система
Управление как система включает в себя управляющую и управляемую подсистемы, называемые соответственно, субъектом и объектом управления. В современной социологической литературе за термином «упр ...