При работе с породой необходимо пользоваться обоими методами: однородным подбором — для закрепления специфических полезных черт линий и семейств и разнородным — для изменения направления в линейном разведении, создания новых линий, повышения жизненности и работоспособности животных.

Подбор должен быть всесторонним. Подбор только по отдельным признакам — односторонний — не может способствовать совершенствованию породы. Например, подбор только по служебным качествам, без учета особенностей конституции и экстерьера, как правило, приводит породу к ослаблению и вырождению. Так же неправильна и вторая крайность — подбор по экстерьеру, без учета служебных качеств собаки, что крайне вредно, так как делает породу малопродуктивной, а следовательно, и малоценной.

При составлении плана вязок секции разведения и отдельные заводчики часто подчиняют подбор частным задачам — исправлению отдельных недостатков экстерьера, что приводит к погоне за отдельными статями собаки (голова, уши и т. д.), и совершенно не принимают во внимание другие, более важные, хозяйственно полезные признаки и свойства животного.

Целью подбора должно быть не исправление отдельных недостатков, а стремление развить и закрепить все главнейшие достоинства для использования породы.

Поэтому, выбирая производителей, необходимо стремиться к тому, чтобы они по своему типу и основным качествам соответствовали тому направлению, которое принято при разведении этой породы, с учетом ее использования.

Подбирая пары индивидуально, следует следить, чтобы важнейшие свойства сук усиливались и дополнялись достоинствами кобелей-производителей. Наличие одинаковых недостатков в парах не допускается. Никогда не следует недостатки одного производителя компенсировать противоположными недостатками другого, например суку, имеющую прямозадость, вязать с кобелем, обладающим саблистыми задними конечностями, провисшую спину компенсировать горбатой и т. д. Следует стараться, чтобы в подобранной паре недостатки одной стороны компенсировались достоинствами другой.

Необходимо принять за правило, что подбираемые производители должны быть не только лучше сук, но и хорошо «сочетаться» с ними своими свойствами и иметь способность передавать свои качества потомству, то есть обладать так называемой консервативной наследственностью, зависящей от происхождения, условий воспитания как самого производителя, так и его ближайших предков, а также от возраста и состояния собаки в момент вязки.

Большое значение при подборе имеет возраст производителей. Как правило, наибольшей наследственной силой обладают животные в возрасте приблизительно от 3 до 6–7 лет.

С увеличением возраста, по мере физиологического старения организма и появления дряхлости способность к передаче своих свойств потомству может понижаться. Практически кобелей используют при хорошей сохранности и крепости до 10 лет, сук — до 8–9 лет. Указанное иногда расходится с практическими наблюдениями, так как многие производители дали лучшее потомство именно в пожилом возрасте. Сюда, например, следует отнести Эди (питомник погранвойск), Герта (питомник НКСХ СССР), Девета (питомник НКЗ СССР), Зельту (Базунова) и др. Эти частные случаи подтверждают то общее положение, что производителей необходимо изучать в процессе их племенного использования. Поэтому старых производителей легче определить, и они становятся более известными по качеству своего потомства и по передаваемым ими по наследству индивидуальным особенностям. На основании опыта к таким производителям легче подобрать пару. Само собой разумеется, что если бы удалось удачно подобрать пару этим производителям в более молодом возрасте, то приплод мог быть еще лучше.

При индивидуальном племенном подборе необходимо предвидеть получаемые результаты, что должно быть основано на знании породы, индивидуальных качеств производителей, их предков, на изучении ранее полученного от них потомства, а также и условий воспитания и выращивания молодняка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Управление как система
Управление как система включает в себя управляющую и управляемую подсистемы, называемые соответственно, субъектом и объектом управления. В современной социологической литературе за термином «упр ...

Инородные предметы и заболевания, ими вызываемые
Инородные предметы:  кости, пуговицы, маленькие мячики, детские игрушки, шарики металлические или пластмассовые, бусинки, горошины, иголки, занозы, стекло и пр. — часто попадают в уши, глотку ...

НАРУЖНЫЕ ПОКРОВЫ
Наружные покровы играют важную роль в формировании впечатления об экстерьере собаки и одновременно выполняют важные физиологические функции в организме животного, а следовательно, дают основание с ...