То, что мы называем полезными навыками, развивается у щенка, главным образом, в результате его жизненного опыта, который он начинает приобретать с раннего возраста. Управляет поведением щенка центральная нервная система. Она развивается вместе со всем организмом щенка и в ее развитии отмечаются отдельные этапы, во время которых у щенка наблюдаются те или иные преимущественные взаимоотношения со средой. Без учета этих этапов нельзя правильно воздействовать на нервную систему, нельзя добиться, чтобы из щенка выросла собака с положительными особенностями поведения.

В первые 10–15 дней после рождения, когда щенят содержат под сукой, вдали от шума, они слепы и глухи, и влияние окружающей среды на их нервную систему минимально. В это время в поведении щенка преобладает врожденный пищевой инстинкт: движение к соскам, нахождение их и сосание. Организованное воздействие в этот период должно быть направлено к удовлетворению пищевого инстинкта, очень важного для роста щенка, и к устранению других резких влияний на него. Основная забота должна заключаться в том, чтобы у суки было достаточно молока и чтобы она со щенятами содержалась в надлежащих гигиенических условиях.

Как только щенята начинают видеть, слышать и самостоятельно передвигаться, воздействие на них среды становится многообразнее. Новые ощущения: зрительные, слуховые и связанные с передвижением тела приводят к преимущественному развитию у щенят сложного оборонительного рефлекса. Это очень ответственный период и задача организованного воздействия в это время состоит в том, чтобы знакомство со средой развивалось у щенят постепенно, от простых явлений к сложным, от слабых раздражителей нервной системы к более сильным. Ввод новых впечатлений, большое число их, действующих одновременно, а также сильные раздражения уже в этот период могут вызвать пассивную форму оборонительной реакции и способствовать дальнейшему развитию трусости.

С отъемом от суки знакомство щенят со средой расширяется, становится многообразнее и воздействие среды на нервную систему. В это время на первый план в качестве преобладающей выступает ориентировочная реакция. Сталкиваясь с новым для него раздражителем, щенок прежде всего реагирует на него задержкой или прекращением деятельности, а затем либо начинает двигаться к раздражителю, либо уходить от него. В это время отвлекаемость щенка наиболее велика, причем каждое отвлечение может подействовать на него запугивающе или вселять уверенность в безвредности. Организованное воздействие в этот период должно быть направлено к тому, чтобы постепенно обогащать жизненный опыт щенка, убеждать его в безвредности явлений среды, воспитывать уверенность. Этот период, как и предыдущий, очень важен для формирования из щенка смелой или трусливой собаки, и это надо учитывать. На биологической станции академика И. П. Павлова проделан был такой опыт. Два помета щенят поставлены были с отъема в разные условия. Одних щенят выращивали на свободе, а других — в клетках без общения с внешним миром. Первые выросли смелыми и активными, а вторые — пугливыми и с большой реакцией торможения к внешним явлениям.

С приближением периода полового созревания в качестве преобладающей реакции у щенка начинает выступать половой инстинкт. Поведение щенка становится неустойчивым, и он под влиянием полового инстинкта может утратить выработанные ранее рефлексы. Задача организованного воздействия в этот период должна заключаться в том, чтобы подавить влияние полового инстинкта и не дать щенку утратить привитые ему полезные рефлексы.

До отъема воздействие на нервную систему щенят облегчается содержанием их вместе с сукой, от которой щенята в известной степени усваивают реакции на те или иные явления.

После отъема работа со щенятами становится более сложной. Основным средством приучения щенят правильно реагировать на многообразные явления окружающего мира служат прогулки.

С двухмесячного возраста прогулки со щенятами начинают совершать не в укромных, а в более шумных местах, приучая их постепенно к раздражителям, которых они раньше не знали. Сначала приучают спокойно реагировать на появление людей, животных и птиц. Если щенята пугаются какого-либо явления или склонны неправильно реагировать на йего, например преследовать птиц, щенят надо успокоить и продолжать с ними прогулку. С этого же периода щенят начинают приучать к командам: «ко мне» и «хорошо». Команду «ко мне» щенята уже слыхали во время прогулок с сукой. Сейчас эту команду произносят каждый раз, когда приносят корм щенятам. Когда последние удвоят команду, их начинают подзывать во время прогулок, несколько отойдя от них. Исполнение команды поощряют дачей лакомства и ласковым повторением «хорошо», «хорошо». Частые повторения приводят к усвоению команды.

Страницы: 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

Смотрите также

ПОЛОВАЯ СТЕРИЛИЗАЦИЯ
Термином «половая стерилизация» обозначают хирургические операции на половых органах или иные воздействия, направленные на искусственное нарушение способности животных воспроизводить потомство. Со ...

Морфологические особенности головы собаки
Собака – первое животное, прирученное человеком. С глубокой древности и до наших дней она преданно служит ему. Собака охраняла человека от зверя, помогала ему добывать пищу и одежду, служила н ...

Мотивация достижения успеха и избегания неудач
Факты, полученные в психологии, говорят о том, что мотивации достижения успехов и избегания неудач являются важными и относительно независимыми видами человеческой мотивации. От них во многом зависит ...