Однако большинство служебных собак выращивается и содержится любителями-собаководами в квартирах, что изнеживает и ослабляет животных. В результате изнеженности в ряде поколений отдельные собаки и даже целые породы могут применяться только ограниченно: в летнее время, в районах с теплым климатом. Они могут стать совсем непригодными для службы и использоваться только для охраны квартир своих владельцев.

В то же время «холодное выращивание» имеет свои большие преимущества. Организм собаки с самого раннего возраста приспосабливается к тем условиям, в которых он должен будет жить.

Содержание на холоде при хорошем, полноценном кормлении (при плохом питании содержание на холоде задерживает рост и развитие) способствует развитию сердца и легких, так как при повышенной теплопродукции для поддержания температуры тела усиливаются процессы дыхания и кровообращения. Таким образом, выращивание на холоде является не только средством закаливания, но способствует также укреплению конституции собаки.

Тепличное выращивание при комнатной температуре, на мягких диванах изнеживает собаку, ослабляет обмен веществ и вызывает его нарушение, что проявляется в виде разных экзематозных заболеваний, ожирения, преждевременной дряхлости и т. д. Ослабление обмена веществ ведет к ослаблению конституции, снижению работоспособности.

Избежать этих нежелательных последствий изнеживающего содержания можно регулярным и продолжительным пребыванием собаки на улице во всякую погоду, связывая это с прогулкой, дрессировкой и тренировкой.

Все эти факторы, направляющие развитие растущего щенка в желательную сторону, должны сочетаться между собой и поддерживать друг друга.

Для того чтобы вырастить полноценную племенную собаку с хорошими служебными качествами, необходимо сочетать правильное выращивание с правильным воспитанием.

Под воспитанием щенка следует понимать воздействие определенными условиями внешней среды и приемами воспитания на его нервную систему для развития желательных нам качеств поведения.

Нервная система щенка в процессе воспитания приобретает новые свойства, которые вместе с врожденными образуют то, что академик И.П. Павлов называл «сплавом нервной деятельности», т. е. особенности поведения, свойственные данной собаке.

Решающим в воспитании является среда, то есть условия, в которых растет и развивается щенок.

Классическим примером влияния условий на воспитание является опыт, проведенный сотрудниками академика И.П. Павлова.

Два помета щенков, общим количеством восемь голов, до двух месяцев воспитывали под матерями в одинаковых условиях. С двухмесячного возраста их разделили на две равные группы и в дальнейшем каждую группу воспитывали по-разному в течение двух лет.

Щенки первой группы были посажены в клетку и совершенно изолированы от людей и посторонних раздражителей.

Щенков второй группы воспитывали на свободе, в общении с людьми, последовательно знакомили с разными новыми раздражителями.

Проверка условных рефлексов у этих щенков после двух лет показала: воспитанные на свободе выросли смелыми и активными собаками; те же, что росли в клетке, были трусливыми, с сильно выраженным ориентировочным рефлексом, боязнью всех незнакомых им раздражителей.

Большой практический опыт, имеющийся в собаководстве, полностью подтверждает эти результаты.

Воспитание щенка не должно быть изолированным, «оранжерейным», а должно носить характер последовательного ознакомления молодой собаки с окружающей средой. Воспитывающийся в домашних условиях щенок, естественно, в процессе своей жизни знакомится с разными вещами и явлениями и не боится их. Однако в его воспитании всегда могут быть пробелы, вызывающие боязнь незнакомых ему предметов. Например, городской щенок, спокойно ездящий в автомобиле и не боящийся гудков поезда, боится коровы и лошади; выросшего за городом щенка пугает трамвай и т. д.

Воспитание и ознакомление щенка с окружающей средой должно носить плановый, систематический характер при соблюдении последовательности введения раздражителей большей силы. Естественно, что невозможно ознакомить щенка со всеми явлениями, с которыми ему придется столкнуться в процессе жизни. Систематическое и последовательное ознакомление подготовит нервную систему щенка к восприятию более сложных раздражителей и сделает реакции щенка менее резкими и болезненными. К сожалению, очень часто еще встречаются трусливые, непригодные для дрессировки щенки как у любителей собаководства, так и в питомниках, что является результатом неправильного воспитания.

Воспитание нельзя ограничивать одним только последовательным ознакомлением с окружающей средой. В процессе воспитания у щенка, помимо заторможения всех вредных и ненужных рефлексов, должны быть развиты и закреплены те рефлексы и навыки, которые необходимы для последующей дрессировки и служебного использования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Управление как система
Управление как система включает в себя управляющую и управляемую подсистемы, называемые соответственно, субъектом и объектом управления. В современной социологической литературе за термином «упр ...

НАРУЖНЫЕ ПОКРОВЫ
Наружные покровы играют важную роль в формировании впечатления об экстерьере собаки и одновременно выполняют важные физиологические функции в организме животного, а следовательно, дают основание с ...

СТРОЕНИЕ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ
Знание анатомо-топографических особенностей строения и функции зубочелюстной системы необходимо для правильного понимания вопросов профилактики и лечения различных стоматологических заболеваний у ...