Если при прохождении стадии организму дать новые, необычные условия жизни, то это может вызвать или прекращение развития или, в особых случаях, организм вынужденно меняет свои требования, начинает усваивать новые условия и при этом происходит изменение его наследственности.

Так, например, если дать яровому сорту пшеницы во время прохождения стадии яровизации вместо требуемой яровым сортом температуры +10, +20° температуру около 0°, то у такого ярового сорта пшеницы изменяется весь дальнейший ход развития, изменится тип обмена веществ растения, а это будет изменять и его природу, его наследственность, и растение, имевшее наследственность ярового сорта, будет приобретать свойства и особенности озимого сорта. Этот пример показывает, что, зная стадии развития и предоставляя организму во время прохождения стадии новые условия, можно изменять наследственность и можно управлять развитием.

Этим путем, например, были получены изменения озимых пшениц в яровые.

В последние годы академик Т. Д. Лысенко и его последователи показали также, что изменепие температурных условий во время стадии яровизации вызывает превращение одного вида пшеницы в другой вид, превращение овса в овсюг, пшеницы — в рожь.

Таким образом, на основе теории стадийного развития можно управлять развитием растительных организмов, превращая их даже в новые сортовые и видовые формы, подставляя измененные условия жизни при прохождении той или другой стадии развития.

На основе общих положений теории стадийного развития разрабатываются в настоящее время и пути направленного управления организмом животного.

Посмотрим, какие же пути дальнейшего управления животным организмом можно наметить, исходя из общетеоретических положений мичуринской биологии.

Остановимся очень кратко на картине изменений, происходящих с яйцеклеткой после оплодотворения.

Развитие оплодотворенной яйцеклетки заключается в том, что она начинает многократно делиться, образуя вначале шарик, состоящий из многих клеток, затем превращается в подобие двухслойного мешочка (рис. 189).

Рис. 189. Схема развития оплодотворенной яйцеклетки1 — два направительных Рис. 189. Схема развития оплодотворенной яйцеклетки

1 — два направительных тельца в около желточном пространстве; 2 — два сближающихся ядра в протоплазме яйца; 3 — остатки клеток лучистого венца на прозрачной оболочке

Этот мешочек, постепенно разрастаясь за счет деления клеток, усложняется, в нем происходит изменение и образование клеток нового типа, которые затем образуют различные ткани, из тканей постепенно формируются органы, которые также все более и более усложняются, приближаясь к тому состоянию, которое характерно для взрослого, полностью сформированного организма.

Развитие у млекопитающих происходит вначале в организме матери, и этот период называется утробным, или эмбриональным, а после рождения животного наступает период развития, называющийся послеутробным, или постэмбриональным. В утробный период развивающийся организм питается через организм матери, извлекая из ее крови необходимые для своего развития питательные вещества.

С появлением на свет новорожденный питается молоком матери и только позднее постепенно переходит на обычное питание взрослой особи.

Из этого краткого описания можно видеть, что условия эмбрионального и постэмбрионального развития у высших животных резко различаются как по способу и типу питания, так и по температурным и прочим условиям.

С момента возникновения и до момента своего полного развития, которое наступает в половозрелом возрасте, организм животного проходит ряд различных этапов. На каждом этапе он требует для своего развития разных условий существования.

Так, оплодотворенная яйцеклетка в течение нескольких дней находится в половых путях самки, не прикрепленная к стенке матки. В этот период она начинает дробиться, питаясь в течение этого времени за счет своих запасов питательных веществ и за счет окружающего ее белкового слоя, образованного из веществ, выделенных клетками яйцеводов самки, а также и за счет окружающих и проникающих в нее живчиков. Этот период развития сменяется переходом растущего зародыша на питание через кровяной ток матери. Это достигается у млекопитающих тем, что зародыш прикрепляется к стенке матки и имеет общий с организмом матери кроветок. Условия развития в этот период, несомненно, отличаются от предыдущего и последующего периодов. Эмбриональный этап развития заканчивается выходом организма из тела матери и переходом в совершенно новые условия жизни, при которых тип питания и дыхания качественно иной.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Смотрите также

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ
На первый взгляд глава, посвященная теоретическим соображениям и формализации знаний, кажется излишней в книге, адресованной широким кругам кинологов. Однако, уважая своих читателей, мы считаем не ...

ПОЛОВАЯ СТЕРИЛИЗАЦИЯ
Термином «половая стерилизация» обозначают хирургические операции на половых органах или иные воздействия, направленные на искусственное нарушение способности животных воспроизводить потомство. Со ...

СТРОЕНИЕ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ
Знание анатомо-топографических особенностей строения и функции зубочелюстной системы необходимо для правильного понимания вопросов профилактики и лечения различных стоматологических заболеваний у ...