Каждая ошибка, даже незначительная на первый взгляд, приводит нередко к снижению эффективности дрессировки, а иногда и к непоправимой порче собаки. Поэтому каждый дрессировщик должен знать основные ошибки, возможные при дрессировке, их причины, последствия, меры предупреждения и исправления.

Приводим наиболее часто допускаемые ошибки.

Субъективное понимание поведения собаки.

Грубейшей ошибкой в дрессировке является субъективное понимание поведения собаки, «очеловечивание» ее.

Некоторые дрессировщики, особенно теоретически мало подготовленные, при дрессировке собаки обращаются с ней, как с животным, которое якобы наделено, как и человек, способностью мыслить, сознательно действовать и т. д. В частности, по аналогии с человеком, они приписывают собаке способность понимать человеческую речь, способность руководствоваться в своих действиях различными «впечатлениями», «представлением», «желанием» или «нежеланием» и т. д.

Такое «очеловечивание» собаки приводит к тому, что дрессировщик начинает предъявлять к собаке требования, не выполнимые для нее, происходит срыв в работе по выработке навыка и даже порча собаки.

Приводим один пример.

Допустим, что собака при выгуливании погналась за кошкой. Дрессировщик подзывает собаку к себе по команде «ко мне» и «наказывает» ее ударами поводка. В результате этого собака при команде «ко мне» начнет убегать от дрессировщика, так как дрессировщик («очеловечивая» собаку), считая, что собака понимает, за что ее наказывают, удары поводком связал не с броском за кошкой, а с выполнением собакой команды «ко мне». Условный раздражитель команды «ко мне» и вид поводка в руках дрессировщика подкрепились в этом случае безусловным болевым раздражителем. Следовательно, дрессировщик совершил две ошибки: «очеловечил» собаку и неправильно использовал поводок.

У некоторых начинающих дрессировщиков, в особенности у малоопытных любителей, «очеловечивание» собаки проявляется и в том, что команду они сопровождают разговором с собакой. Это, во-первых, затрудняет выработку условных рефлексов на определенные звуковые раздражители — команды, так как звуки команды смешиваются с другими звуками (словами), и, во-вторых, лишние слова, как новые для собаки звуковые раздражители, вызывая у нее ориентировочную реакцию, затормаживают выполнение приемов дрессировки по команде.

Дрессировщик должен не «очеловечивать» собаку, а повседневно изучая ее поведение, выяснять условия, которые влияют на ее поведение и нарушают выполнение приемов.

Отсутствие индивидуального подхода при дрессировке собак.

Большой ошибкой при дрессировке является отсутствие учета особенностей поведения дрессируемых собак, в результате чего игнорируется индивидуальный подход к собакам при дрессировке. При этом ко всем дрессируемым собакам, независимо от особенностей их поведения, возраста, надрессированности, применяется один и тот же метод дрессировки.

Например, отработка навыка подачи предмета производится механическим методом дрессировки или только на вкусопоощрение и т. д.

Эти ошибки происходят от слабого изучения поведения дрессируемой собаки, недостаточного инструктажа молодых дрессировщиков.

Особенно большое значение имеет индивидуальный подход при специальной дрессировке. Нельзя применять одни и те же методы дрессировки как к возбудимым, смелым и злобным собакам, так и к спокойным, флегматичным, так как, обладая разным темпераментом и особенностями поведения, они будут различно реагировать и воспринимать один и тот же метод воздействия. Без индивидуального подхода к собакам при дрессировке не только нельзя добиться эффекта в работе, но можно привести собак в полную негодность.

Отсутствие необходимой последовательности в проработке приемов дрессировки и организации занятий по дрессировке.

Нередко дрессировщики, в стремлении во что бы то ни стало отработать в короткий срок побольше навыков или скорее перейти к специальной дрессировке, отработку отдельных навыков производят небрежно. Это ведет к тому, что навыки при дрессировке закрепляются недостаточно прочно, стойкие условные рефлексы на команды и жесты не вырабатываются, в результате оказывается, что дрессировщик не в состоянии управлять поведением собаки в усложненных условиях и вести успешно дальнейшую дрессировку.

Одним из основных положений при отработке навыков при дрессировке служит принцип — «от простого к сложному». Навыки должны отрабатываться в определенной последовательности, так как отработка одного облегчает отработку последующего, более сложного. Например, не отработав «посадки», не следует отрабатывать «укладки»; «выборка вещи» должен отрабатываться после Подачи вещи, а к следовой работе можно переходить лишь после хорошего закрепления «выборка вещи по запаху». Переходить к отработке усложненных навыков при дрессировке, следует лишь после того, как у собаки образуются прочные условные рефлексы на действия дрессировщика, что облегчает последующее усложнение навыков. Так, например, высоту барьера следует увеличивать лишь после четкого преодоления собакой барьера меньшей высоты.

Страницы: 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57

Смотрите также

БОЛЕЗНИ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ
В наше время ветеринарная стоматология стала выделяться как отдельная, самостоятельная дисциплина, изучающая не только различные заболевания и отклонения в ротовой полости у животных, но и методы ...

РАЗВИТИЕ ФАРМАКОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ СОБАК В ОНТОГЕНЕЗЕ
Под онтогенезом понимается индивидуальное развитие организма, включающее все изменения, претерпеваемые им от момента его зарождения до смерти. Степень зрелости и функциональная активность систем и ...

Некоторые наследственные болезни собак
Благодаря упорному труду советских кинологов, служебные, охотничьи, декоративно-любительские породы собак широко распространены в нашей стране и в последнее десятилетие заметно усовершенствовались ...